
Современные круизные яхты без исправного мотора превращаются в тыкву.
Да, спортивные и легкие маленькие яхты прекрасно управляются парусами в сложных условиях, главное, чтобы был ветер.
Но для круизных яхт, в сложном фарватере, швартовке и лавировке в плотном трафике и прочих отягчающих обстоятельствах нужен двигатель. При этом, по требованиям регламентов, если он стационарный - то должен быть дизельным.
Но, что же может помешать ему работать?
Чаще всего проблемы связаны с загрязнением или подачей дизельного топлива, оно же - солярка. Топливо может быть загрязнено еще до попадания в топливный танк (бак), а может стать непригодным из-за:- Накопившейся в танке грязи;
- Попадания воды, например, через трубку выравнивания давления, через неплотно закрытую заливную крышку;
- Дизельных бактерий, которым нравится влажный воздух, конденсат воды внутри танка;
Кроме того, даже чистое топливо может не попадать в танк, но об этом далее.
Результат нашего опроса в YouTube “как запитать двигатель от канистры” получился неоднозначным, а еще возникли интересные споры, поэтому давайте разбираться.
ВАЖНО НАПИСАННОЕ ДАЛЬШЕ ПРИМЕНИМО ТОЛЬКО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ДО ИЛИ НЕМНОГО БОЛЬШЕ 100 Л.С., С МЕХАНИЧЕСКИМ ТНВД, БЕЗ ЭЛЕКТРОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМОЙ, БЕЗ СИСТЕМЫ COMMON-RAIL
Ситуации, когда может понадобиться прямая подача солярки из канистры
Это аварийный способ, когда надо, чтобы мотор работал здесь и сейчас, нет времени и возможности заниматься поиском причины и ремонтом.
- Солярка загрязнена настолько, что топливные фильтры, которых должно быть два (первичный и вторичный), забились и не пропускают её;
- Попадание воздуха в топливную систему через микротрещины и соединения шлангов и трубок, через уплотнения топливных фильтров;
- Засоры внутри топливопровода;
- Поломка подкачивающего насоса;
- Нет возможности использовать танк, например, он поврежден коррозией, потекли швы (если стальной) или лопнул (в случае с пластиком);
- По ошибке в танк вместо солярки залили воду или бензин.
Кроме того, подача из канистры может быть еще и способом диагностики, методом исключения на предмет засоров и воздуха в топливопроводе.

Загрязнения солярки
Самая дорогая часть дизельного мотора - топливная аппаратура (ТНВД - топливный насос высокого давления, форсунки) и, если подавать солярку напрямую без фильтров, то эта аппаратура довольно быстро выйдет из строя.Для понимания размеров загрязнений. Визуально мы видим лишь частицы от 50 микрон, при этом толщина человеческого волоса в среднем 70 микрон.
Вторичный фильтр, он же фильтр тонкой очистки, задерживает частицы 10-20 микрон, первичный - более крупные. Какой из фильтров забьется первым сказать нельзя, ведь это зависит от типа загрязнения. В любом случае вы почувствуете, что мотор начинает работать нестабильно, слабо тянет, обороты "плавают", ну а потом он глохнет. Попытки его завести только разрядят стартовую батарею.
Если у вас достаточный запас фильтров и нет канистры с чистым топливом, то, скорее всего, можно дойти до ближайшего места ремонта, регулярно меняя фильтры.
Правда, надо знать, как при их замене не завоздушить топливную систему.
Бактерии или грязь из танка могут полностью забить, закупорить трубку топливозаборника или фильтры, что особенно проявляется на качке, при низком уровне топлива.

Попадание воздуха в топливную систему
Завоздушивание топливной системы - это большое поле для поиска места попадания воздуха. Не везде есть удобный доступ, да и по утечкам солярки выявить место проблемы может не получиться. Ведь на участке магистрали до подкачивающего насоса, он же насос низкого давления, в топливной системе давление ниже атмосферного и утечек не будет видно, а подсос воздуха есть. При этом понятно, что после ТНВД (топливный насос высокого давления) утечки топлива будут хорошо видны, ведь там давление значительно выше атмосферного.
Действия для проверки возможного подсоса воздуха в топливной системе:
- Отсоедините топливный шланг после подкачивающего насоса;
- Опустите конец снятого шланга в емкость с топливом;
- Включите панель управления двигателем в положение "On". Для некоторых моделей двигателей это необходимо из-за особенностей работы клапана отсечки топлива, он же соленоид глушения;
- Качайте вручную подкачивающим насосом, а в случае электрического варианта насоса убедитесь, что он подает признаки жизни: гудит, щелкает, вибрирует.
Если вы увидите пузырьки воздуха, выходящие из шланга в ёмкость с топливом, значит есть подсос в топливную систему на участке низкого давления. Как еще найти место подсоса воздуха, когда визуально все в порядке? На время проверки заменить топливные шланги на прозрачные, но по требованиям регламента безопасности такие шланги нельзя применять, поэтому подчеркну, что это временно и с постоянным контролем!
С прозрачными шлангами по пузырькам будет видно на каком участке топливной магистрали попадает воздух. С той же целью можно дополнительно поставить прозрачный автомобильный фильтр.

А что делать, если грязь, мусор, ржавчина или слизистая пробка из бактерий, размножающихся в танке, механически забили топливозаборник, шланги?
Тут только все разбирать и чистить. К сожалению, не все танки имеют съёмные инспекционные лючки для чистки, и, нередко, приходится очищать танки через отверстие для датчика топлива или топливозаборника.
Про очистку танков будет отдельная статья.
Понятно, что в море это малореально так же, как и получить возможость дать отстояться топливу в танке или канистре, чтобы основная часть загрязнений или воды ушла в осадок. И все же, если нужно получить относительно чистое топливо, то можно попробовать аккуратно откачать солярку из верхней части танка в канистру с помощью ручного насоса, например, грушей подкачки для подвесного мотора динги.
А вот подсасывать ртом не рекомендую, если нет такого опыта в прошлом.
Если канистр несколько, можно попробовать профильтровать крупные загрязнения через нетканые салфетки или фильтр из бинтов, понятно, что это все аварийные решения "на месте". И, кстати, в морских магазинах продаются заливные воронки со сменным фильтром.

Сломался подкачивающий насос низкого давления
В такой ситуации нам поможет закон всемирного тяготения.
Канистра, из которой мы будем подавать солярку, поднятая на полметра выше двигателя, создаст достаточное давление, чтобы топливо попало в ТНВД.
Как сделать прямую подачи солярки
ВАЖНО НЕЛЬЗЯ ПОДАВАТЬ ТОПЛИВО ИЗ КАНИСТРЫ БЕЗ ФИЛЬТРОВ НАПРЯМУЮ В ТНВД.
В каком месте подсоединить шланг из канистры?
Тут есть варианты. Если нужно срочно завести двигатель, то подсоединить шланг из канистры перед фильтром тонкой очистки (вторичным), а если спешки нет, то перед первичным.
Имейте в виду, что после отсоединения топливных шлангов или замены фильтров, надо делать развоздушивание системы или “air-bleeding”, иначе двигатель может не завестись. Это типовая процедура обслуживания и как её сделать надо разобраться заранее.
Порядок действий, чтобы избежать завоздушивания, при подключении канистры:
- Закрепляем канистру с соляркой выше двигателя;
- Отсоединяем от танка и вставляем в канистру шланг обратной подачи топлива (можно это не делать, если вы планируете идти под мотором не более пары часов);
- Вставляем в канистру шланг для подачи;
- Заполняем соляркой шланг подачи с помощью любого насоса, груши для мотора динги;
- Зажимаем пальцем конец шланга, полного солярки, и подсоединяем его к топливной системе с помощью хомута.
Подсоединение выполняется до подкачивающего насоса, если он исправен, но, в любом случае, перед фильтром тонкой очистки.
Если мы не завоздушили топливную систему при подключении канистры, то мотор заведется, может со второй-третьей попытки.

Хорошая морская практика
- Храните запас фильтров на борту, запасные шланги, хомуты.
- Берите в море канистру с чистым топливом.
- При заправке (бункеровке) в сомнительных регионах сначала налейте топливо в канистру и осмотрите.
- Инструктируйте экипаж, как различать заливные горловины топлива и воды.
- Поставьте систему "полировки" топлива.
- Установите параллельно два первичных фильтра-сепаратора с переключением между ними для независимого обслуживания.
Заключение
Если вам интересно узнать больше о дизеле на яхте, его обслуживании и устранении проблем, то посмотрите мой видеокурс.
авторизуйтесь